Зачем нужна ритмика в дмш
«Для чего нужна ритмика?».
Ритмика – это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни. Это очень важно – как ваш ребенок будет двигаться по жизни и насколько будет здоров. Не стоит этим пренебрегать, это поможет вашему ребенку быть здоровым, определиться в его желаниях и способностях.
В процессе обучения ритмике дети научатся координировать движения, отличать сильную долю музыкального такта от слабой, изучат все основные позиции и положения рук и ног в хореографии. Ритмика способствует формированию правильной осанки и укреплению мышц спины.
Так же ритмика поможет развить природные физические данные, такие как шаг (растяжка), подъем, гибкость, прыжок и даже артистичность, т.к.
в процесс обучения будет входить изучение простых танцевальных движений и постановка небольших хореографических композиций.
Более того, занятия способствуют раскрепощению детей, раскрытию индивидуальности и положительно влияют на умственное развитие ребенка. Учимся управлять своим телом и двигаться красиво, развиваем слух.
Движения детей 5 лет отличаются порывистостью и плохой скоординированностью. Ребенок реагирует на все очень живо и воспринимает новую информацию буквально на лету. Полученные впечатления, в том числе и музыкальные, остаются в памяти надолго. Важно не пропустить это время и сделать так, чтобы оно стало максимально полезным для ребенка.
Занятия ритмикой просто необходимы для правильного развития! Это правильная красивая осанка, укрепление различных групп мышц, это возможность чувствовать музыку и двигаться в ритм.
Ребята познакомятся с простейшими музыкальными понятиями: “быстро” и “медленно”, “громко” и “тихо”, регистрами звучания (высокий, средний, низкий) и др. Кажется, что все очень просто, но попробуйте передать эти понятия пластикой своего тела! Не каждому под силу, верно? А ритмика позволяет сделать это в игровой форме, весело и интересно.
Занятия построены таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание
Никаких перегрузок!
Разумная организация занятий поможет избежать переутомления. В ритмике каждый ребенок выражает себя по-своему. Разглядеть в ребенке его природные данные, подобрать к нему свой ключик, чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений, – нелегкая задача, но она под силу грамотному специалисту.
Нужна ли детям ритмика?
Столько радости приносит движение! Занимаясь ритмикой, дети учатся выражать различные музыкальные образы через пластику своего тела. Стать общительнее, развить музыкальные способности, укрепить здоровье, наконец, получить массу удовольствия и найти свой собственный ритм – это легко и просто!
Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует развитию:
- восприятия,
- внимания,
- памяти,
- воображения,
- мышления.
Ритмическое движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму.
Ритмика – (от греч. rhythmos – порядок движения), ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных) форм и пластических движений.
Ритмика способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ.
В ритмике сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека.
Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом, в этом и поможет ритмика.
Занятия ритмикой повышают двигательную активность, улучшают осанку, благоприятно влияют на сердечно – сосудистую, дыхательную системы детей. В процессе занятий ритмикой эффективно развиваются координация движений, быстрота, сила, выносливость, подвижность в суставах, физическая работоспособность.
Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служат для более глубокого понимания и восприятия музыкального произведения. Чем полезна ритмика для дошкольников? Что она дает?
Танцевальные и гимнастические движения под музыку применялись для воспитания и развития детей еще с древних времен (в Греции, Китае, Индии). Но как метод воспитания ритмику впервые обозначил швейцарец, композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз.
Какую же пользу несет ритмика детям?
- Развивает музыкальные способности.
- Развивает пластичность, гибкость, выразительность движений.
- Учит ребенка чувствовать музыку, ее характер.
- Способствует развитию творческого воображения.
- Формирует навык самовыражения с помощью движений.
- Развивает эстетические чувства, вкус.
- Повышает познавательную активность ребенка.
- Помогает дать выход отрицательной энергии.
- Поднимает настроение.
- Снимает излишнее нервное напряжение.
- Повышает активность.
- Способствует развитию инициативы.
- Улучшает координацию движений.
- Помогает дошкольнику развиваться физически.
- Формирует уверенность в себе.
Дети, занимаясь ритмикой, учатся выражать жанр музыкального произведения движениями, посредством сюжетно-ролевых танцевальных игр развивают равновесие, восприятие, память, внимание, мышление.
Как видно, регулярные занятия ритмикой весьма полезны для улучшения физической формы малышей дошкольного возраста. Помимо прочего, это способствует улучшению осанки, укреплению связок и мышц. Детишки становятся грациознее, раскованнее, их движения обретают выразительность.
При занятиях ритмикой с малышами педагоги используют различные методы обучения (словесный, наглядный, практический). А подача упражнений в виде увлекательной игры помогает дошкольникам в непринужденной форме осваивать не всегда простые движения.
Подобрать игровые упражнения можно уже для детей 3-4 лет. Малыши этого возраста уже умеют выстраиваться хороводом и двигаться в нем, притопывать в такт музыке, ходить паровозиком, выполнять простые движения в парах, согласовывать свои движения с мелодией и т. д.
Подписывайтесь на бесплатный закрытый эфир
Как развивать ребенка ГАРМОНИЧНО
ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ И ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ПЛАН ИГР НА НЕДЕЛЮ
Нажимая на кнопку “Отправить заявку”, я даю согласие на обработку персональных данных
Но особой восприимчивостью к развитию музыкальных и танцевальных способностей отличаются малыши 5-6 лет.
На этом этапе у детей активно развивается воображение и наглядно-образное мышление, речь, улучшается способность выразительно и эмоционально отображать суть танца, повышается навык регулирования возбуждения и торможения (дети могут быстрее переключаться между движениями).
Дошкольники умеют координировать свои движения с действиями других участников занятий. Поэтому для детей 6-го года жизни уже можно включать в занятия упражнения, развивающие выносливость и силу.
На этом возрастном этапе у дошкольников еще слабы мелкие мышцы (особенно кистей рук), но достаточно развиты крупные (туловища, ног, рук). Малыши уже умеют соразмерять усилия своих мышц.
Поэтому при выполнении упражнений на мелкие мышцы еще будут возникать трудности.
Но старшие дошкольники уже могут выполнять движения различной амплитуды, переключаться с быстрых движений на более медленные, выполнять их во время бега, прыжков или ходьбы.
Танцы, входящие в программы по ритмике для дошкольников, обычно просты для исполнения детьми, доступны им, но при этом доставляют массу радости.
Это могут быть национальные танцы (включая хороводы), парные, танцы-импровизации. Такие композиции всегда содержательны: имеют сюжет, драматургию, несут в себе определенную идею. Все это выражается с помощью пластики и танцевальных рисунков – пространственных перестроений.
Народные танцы помогают приобщать дошкольников к народной культуре. Все они предназначены для группового исполнения, что помогает малышам развивать коммуникативные навыки. Хороводы и пляски учат малышей быть внимательными к партнерам, синхронизировать с ними движения, реагируя на ритм танца.
Наиболее доступными для детей младшего и среднего дошкольного возраста являются русские, украинские, чешские и белорусские танцы и пляски.
А вот польские, болгарские, венгерские, итальянские, румынские весьма своеобразны, сложны композиционно и пластически, чаще всего довольно быстры по темпу.
Они подходят для детей старшего возраста, которые уже понимают смысл изучения и оттачивания упражнений, могут разучивать подготовительные, базовые упражнения, которые затем используются в сочетании.
Разучивая новое движение, педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы оно встречалось в разнообразных комбинациях, под разную музыку. Так малыши постепенно научатся воспринимать движение как средство для выражения образов, действий, чувств.
Педагоги детских садов используют различные программы по ритмике для детей. Но все они строятся с учетом возрастных психофизических особенностей и навыков детей на каждом возрастном этапе. На таких занятиях детки приобретают грациозную походку, учатся владеть телом, раскрепощаться для выступлений на публике.
Кроме того, такие программы решают и другие задачи:
- прививают детям основы музыкальной культуры;
- помогают развивать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость на различную музыку, а также чувство ритма, слух, музыкальную память;
- учат детей оценивать движения (свои и других ребят), создавать собственные игровые образы.
На ритмических занятиях дошкольники учатся определять и различать:
- основные музыкальные жанры (такие как песня, танец, марш);
- основные виды ритмики (игра, упражнение, танец);
- простые музыкальные термины и понятия (различные темпы, громкость и высоту звуков).
Достижение этих задач возможно, если характер движений будет соответствовать музыкальному образу, его развитию, а при воплощении программы будут использованы основные принципы педагогики: постепенность, последовательность и систематичность. То есть переход от простого к более сложному в соответствии с динамикой развития способностей детей во время регулярных занятий.
К основным видам музыкально-ритмических движений относятся танцы, игры, упражнения, драматизации.
Игры в ритмике имеют не только правила, но и определенный сюжет, могут выполняться под музыку или пение. В сюжетных играх под музыку персонажи разыгрывают некое действие, передавая образы персонажей. В несюжетных играх детям необходимо выполнять определенные движения под музыку.
Игры под пение представляют собой вождение хороводов или инсценирование песен. В процесс по очереди вовлекаются дети по отдельности, небольшими группами, все вместе. Во время таких игр происходят перестроения (детям необходимо встать парами, шеренгами, в круг, в колонну), смена направления движения.
Танец в ритмике может включать элементы не только народных, но и классических движений. Можно выделить следующие виды танцев и плясок:
- с фиксированными движениями;
- комбинированные – из фиксированных и импровизированных движений;
- свободные – творческие, позволяющие детям, используя знакомые им движения и элементы, создавать собственную пляску;
- плясовые хороводы с инсценировкой сюжета при помощи плясовых движений;
- характерные танцы – исполняют определенные персонажи (медведи, снежинки, куклы);
- бальные танцы с повторяющимися элементами (вальсовый шаг, галоп, шаг польки).
Используются, когда необходимо разучить или отработать с детьми определенные движения или элементы, рисунок, перестроение. В таком случае педагог предлагает детям игру по их отработке. При разучивании ритмических упражнений нужно исходить, прежде всего, из возможностей каждого ребенка. Одни схватывают движения на лету, другим необходимы время, внимание и терпение педагога, его помощь.
Все эти виды занятий довольно сложны для того, чтобы их могли использовать в домашних условиях неподготовленные родители.
Однако если они хотят заниматься с ребенком самостоятельно, когда, к примеру, малыш по какой-то причине не посещает детсад, существует более простой и доступный всем метод – ритмическая гимнастика.
То есть выполнение определенных движений или упражнений под ритмичную музыку. Кстати, в детских садах гимнастика тоже широко используется в качестве музыкальных физических занятий.
Комплексов такой гимнастики в зависимости от возраста существует много, состоят они из вводной и основной частей. Приведем примеры для разных возрастов.
Вводная часть:
Основная часть:
Заканчивать комплекс следует упражнениями на восстановление дыхания (вдох-выдох с сопровождающими движениями рук, затем – вдох-выдох, лежа на полу).
Вводная часть:
Основная часть:
Заканчивают комплекс тоже упражнениями на восстановление дыхания.
Итак, ритмика помогает развивать у дошкольника не только музыкальные, но и интеллектуальные, творческие, социальные навыки, учит его быть более организованным. Поэтому ей уделяется такое внимание в дошкольных образовательных учреждениях. Однако и домашние занятия при условии их систематичности могут внести существенный вклад в гармоничное развитие малыша.
Ритмика была очень популярна в Советском союзе, а вообще появилась в начале XX века! В нашей школе ее вела бабушка с боевым раскрасом и буйным танцевальным прошлым. Поэтому она со всей страстью пыталась нас, первоклашек в чешках, научить слушать музыку и даже двигать бедрами. А мы весь урок смеялись и нехотя повторяли за ней движения.
Халатное отношение к ритмике аукается мне всю жизнь – ни слуха, ни ритма, ни танцев… А может, просто начинать надо было раньше, еще до школы?
Захожу в зал и вижу совсем крохотных детей. Самой младшей девочке 2,5 года, старшей — 5 лет (но есть группы и до 10 лет). На нашей тренировке есть даже мальчик (они в дефиците на танцах с детства). И зря некоторые родители поддаются стереотипному «танцы не для мальчика»! Например, наш герой Коля успешно занимается и карате, и ритмикой, тем более, что от нее столько пользы…
Занятия ритмикой развивают у детей координацию, умение держать баланс, зрительную и мышечную память, музыкальный слух. Выпрямляется осанка, появляется грация, развивается пластика, растяжка.
Сначала без музыки под счет тренера отрабатывается какое-то простое движение, например, «носок-пяточка». Ставим ножку на носок, потом на пятку. Затем включается музыка и под счет это движение слегка усложняется — добавляется «пружинка». В конце занятия делается небольшая композиция под музыку.
Дмитрий (тренер) очень хорошо, образно все объясняет деткам: «носочек к полу тянем острый, как иголочка», «ручкой тянемся в сторону, за чем тянемся?». И тут дети себя выдают: «за арбузиком», «за пончиком», за тортиком».
Самая активная девочка Милана все время пытается привлечь к себе внимание – все делают движение правильно, она по-другому, потому что в «садике так». А ее самым протестным заявлением было: «А я хочу попой вертеть». Но Дмитрий детские капризы умеет обходить на позитиве.
Мое самое главное удивление – такие малютки, а ведь все повторяют за тренером. Конечно, они не догадываются, как им повезло – занятие ведет мастер спорта по спортивным танцам.
Перед финальной композицией дети на ковриках делают упражнения на растяжку и даже, при поддержке тренера, пытаются сесть на шпагат. Оказалось, что их любимое упражнение на коврике — «бабочка», когда руками обхватывают стопы сложенные друг к другу и, как бабочки крыльями, машут коленками.
Заканчивается занятие даже более ответственно, чем у взрослых. Дмитрий собирает детей в кружок и дает задание — повторять дома перед зеркалом то, что понравилось из урока и показывать родителям, бабушкам и всем родственникам.
Кривенцова Татьяна Витальевна
Основополагающим средством выразительности музыки наряду со звуковысотным мелодическим построением, ладовыми соотношениями, тембральными красками, динамическими оттенками является РИТМ.
На вопрос ребенка, что такое ритм, я объясняю: в музыке − это чередование разных по длительности музыкальных звуков, упорядоченное во времени. Слушая, мы активно реагируем на музыку движениями своего тела, не осознавая этого.
Движения проявляются как бы инстинктивно (отстукивание ногой, рукой, пальцами, покачивание головой, всем телом и т. п.). Способность, лежащая в основе активного (двигательного) переживания музыки, называется музыкально ритмическим чувством.
Психолог Б. М. Теплов, отмечая моторную природу чувства ритма, указывал, что ритм в музыке носитель определенного эмоционального содержания. Следовательно, чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Оно характеризуется Б. М.
Тепловым как «способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального произведения» (Б.М. Теплов. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961, стр. 214).
Без чувства ритма невозможна никакая музыкальная деятельность: будь это пение, игра на инструменте, занятия танцами, восприятие или сочинение музыки. Это значит, что необходимым условием развития чувства ритма у детей является их активное участие в любых музыкальных занятиях.
И в слушательской и в исполнительской деятельности учащихся должен быть момент, когда вычленение и осознание ритмических соотношений представляет собой особую задачу. На первых уроках никакие теоретические знания не должны предшествовать непосредственному ощущению музыкального ритма.
Первый этап в процессе развития чувства ритма (их всего два) − восприятие на слух музыкального ритма и непосредственное воспроизведение его в движениях (бег, ходьба, хлопки, отстукивание и т.д.).
Второй этап переход от непосредственно мышечного ощущения ритма к его осознанию и накоплению теоретических знаний, неразрывно связанных с практическими навыками.
Движения под музыку являются вспомогательным средством, так как, опираясь на моторику, ребенок гораздо глубже воспринимает и осознает отдельные стороны музыкального произведения, передавая в какой-то степени его общий характер: под бодрый марш двигается четким энергичным шагом, под веселую польку легким бегом, при лирической певучей музыке его (ее) движения становятся мягкими, плавными. В.Сургаутайте, преп. кафедры музыки Педагогического института г.Шауляй в статье «О начальном этапе развития чувства ритма» пишет, что «движения заставляют детей интенсивнее, полнее воспринимать муз. произведение, так как при этом они не только слушают музыку, но и согласовывают свои движения с ее характером». (Музыкальное воспитание в школе. Вып.6. изд. «Музыка», Москва. 1970г., стр.19). Выполняя предложенные мною задания, ученики учатся различать на слух и точно воспроизводить отдельные элементы ритма: ровные доли, пульсацию сильных долей в двухчетвертном и трехчетвертном размерах, темп, длительности (четвертные, восьмые, половинные), несложные ритмические рисунки, фразы.
Успешно сформировать эти навыки поможет правильный подбор музыкального материала. Необходимо, чтобы те элементы ритмической выразительности, которые должен усвоить ученик в движениях, были бы достаточно ярко выражены в музыкальном произведении. Для «ходьбы под музыку» ребенок сначала внимательно прослушает МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ из «Детского альбома» П.И.
Чайковского, хлопками показывая скорость движения, определит характер музыки. При повторном прослушивании зашагает на месте четким энергичным шагом. Особое внимание я уделяю тому, чтобы ученик и начинал и заканчивал движения вместе с музыкой.
Это упражнение полезно абсолютно всем детям с любыми музыкальными данными, еще более тем, кто от природы (как сейчас принято говорить) гиперактивен: нетерпелив, с рассеянным вниманием, не умеет сосредоточенно работать над чем-либо более пяти − семи минут, имеет проблемы в координации (в таких случаях необходимо чаще менять вид деятельности во время урока).
Навык, приобретаемый в результате занятия «ходьбой под музыку», особенно важен, так как он является основой для формирования всех последующих.
Когда ученик или ученица (проще говоря дети) достаточно хорошо научились маршировать, предлагаю им прослушать ПОЛЬКУ П.И. Чайковского (это можно сделать на том же уроке) и сопоставить оба произведения, отмечая разницу в движении: под марш удобно шагать, под польку хорошо двигаться легким бегом.
На основе этих ощущений складываются представления о музыкально-ритмических длительностях четвертях и восьмых. Стараясь точнее сформировать у детей эти представления (о четвертях и восьмых), предлагаю сменить движения (бег и ходьбу) на хлопки при прослушивании простых детских песенок в двухдольном размере: например «Маленькой елочке холодно зимой» М. Красева, «Тень тень» В.
Калинникова и т.п. Первый раз слушаем и хлопаем на ровные доли, затем поем с такими же хлопками и внимательно отмечаем, что есть звуки, которые тянутся длиннее- (1 на хлопок) и те, которые короче- (их мы успеваем пропеть 2 на один хлопок). Пробуем еще раз спеть, но хлопать будем уже по произношению. Очень важно добиться безошибочного пения с сопровождением хлопками по тексту.
После этого предлагаю записать ритмический рисунок под собственное произношение (для этого лучше всего подойдет тетрадь в клеточку, так как длинные звуки (четверти) изобразим длинными палочками, а короткие (восьмые) палочками в два раза короче и соединим их сверху парами). Ниже дан ритмический рисунок песни В.Калинникова «Тень тень», запятыми показаны окончания фраз.
Следующий пример − ритмический диктант известной детской пьески Казачок». Кстати, детям нравится писать ритмические диктанты.
В заключении предлагаю по записи прохлопать со слоговым проговариванием или пропеванием: четверти «ТА», восьмые «ТИ – ТИ». Сущность этого методического приема в том, что каждая ритмическая единица получает свое слоговое название.
Развитию аналитической стороны ритмического слуха слоговые обозначения способствуют лишь в том случае, когда они связаны с моторными ощущениями и ритмическими представлениями. Опираясь на собственный практический опыт, дети яснее осознают отдельные элементы музыкального ритма.
Вернемся к движениям: поочередно играю «ПОЛЬКУ» И «МАРШ», отслеживая, чтобы ученик переключался с бега на ходьбу и наоборот, как можно точнее. Для укрепления этого навыка (смены шага и бега), можно использовать и новый музыкальный материал.
Усложняем задание, при движении под музыку ребенок должен воспроизводить сразу два или три ритмических элемента: например, двигаясь под марш или польку на ровные доли, хлопками отмечать сильные; или, шагая, насильные доли, отхлопывать ровные и одновременно петь мелодию.
Эти упражнения развивают в детях очень важное для музыкальных занятий качество − умение правильно распределять внимание. Еще раз фиксируем в памяти ребенка, что звук, соответствующий одному шагу, называется слогом «ТА» (четвертная), а «бегающие» «ТИ – ТИ» (восьмые).
Очень полезное упражнение − ритмическое сопровождение песен (в двухдольном размере), которые дети хорошо знают.
Самым простым является сопровождение хлопками на ровные доли, следующая задача хлопать только на сильные, либо на слабые доли, затем в двутактовых мотивах − первую сильную долю (четвертную) дробим на две восьмушки, а остальные оставляем ровными четвертями; следующий вариант: дробим не первую, а вторую сильную долю, остальные оставляем четвертями и т.д. При ритмическом сопровождении песен в трехдольном размере последовательность работы такая же: хлопаем ровные доли; только сильные; только слабые обе; хлопаем сильную и третью слабую, пропуская вторую слабую; еще один вариант вторую долю дробим на две восьмых, первую и третью хлопаем четвертями, и т.д. Если ребенок хорошо усвоил четверть и восьмую, можно перейти к половинной длительности, она совмещает в себе две доли − сильную и слабую, обозначается«ТА А». Применение слоговых обозначений в значительной степени способствует развитию у учащихся слухо-ритмических навыков, после нескольких таких занятий они точно различают на слух четверти, восьмые, половинные в разных сочетаниях, совершенно осознанно воспроизводят их, пользуясь слоговыми названиями.
Такая слухо ритмическая подготовка начинающих маленьких музыкантов является необходимой основой, опираясь на которую, в дальнейшем у них формируются понятия о длительности нот, о метре, такте и других элементах ритма.
Этот методический прием вплотную подводит к нотной записи, фактически остается подменить ритмическую единицу соответствующей нотой, и учащиеся понимают, что звуки разной длины можно не только отхлопать, отстучать или спеть на слогах, но и записать нотами.
Решающее действие на успешность музыкально ритмического развития ребенка оказывает характер его собственной деятельности, поэтому необходимо постоянно стимулировать его интерес к музыкальным занятиям и в классе и дома, развивать его творческую активность, воспитывать самостоятельность. Лишь стойкий интерес к музыке, постоянное стремление познать и освоить что-то новое, сформирует потребность в систематических домашних занятиях и в активной работе во время уроков, что явится залогом и результатом успеха музыкального и исполнительского воспитания вообще.
You have no rights to post comments
С древности движения, выполненные под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье, физическое и духовное.
Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки.
В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания.
Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.
Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение.
Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и а
Курсы
.png)
.png)
